Эмоциональное развитие ребенка

В психологии недаром существует понятие эмоционального интеллекта. Умение выражать свои чувства и понимать окружающих не дается человеку от природы — оно развивается в нем точно так же, как и любые другие способности. Важнейшими в плане эмоционального воспитания считаются первые три года жизни. Если не поддержать душевные потребности ребенка в этот период, то время может быть утеряно безвозвратно.

Этапы развития: от 0 до года

Новорожденному знакома только самая простая эмоция — удовольствие. Он испытывает чувство удовлетворения, когда сыт, окружен заботой и вниманием. Однако, с чем связаны хорошие ощущения, младенец еще не осознает.

На втором месяце ребенок начинает понимать, что комфорт ему дарят близкие люди и реагирует на их появление «комплексом оживления» — улыбается, гулит, сучит ножками. Так в копилку его чувств добавляется еще одно — радость. Вслед за радостью начинают проявляться и негативные эмоции:

  • В 3 месяца малыш знакомиться с тем, что такое испуг.
  • В 4 месяца впервые ощущает чувство гнева и тревоги.
  • К 12 месяцам кроха уже умеет испытывать обиду, недовольство.

На протяжении всего первого года малышу особенно важен тесный контакт с близкими людьми. Объятия, покачивания на руках, речевое общение необходимы ему так же, как воздух или пища. Все это — так называемые эмоциональные раздражители, которые способствуют развитию мозговых систем и обеспечивают психологическое здоровье ребенка.

Не меньшее значение в этот период имеет грамотное питание. В молоке матери должны присутствовать все компоненты, необходимые для поддержания мозговых функций грудничка. В первую очередь это касается жирных кислот омега-3, которые отвечают за «дозревание» центральной нервной системы.

Чтобы создать в организме достаточные запасы нутриента, женщине рекомендуется употреблять специальные пищевые добавки. В числе наиболее популярных — препарат АлвоГений. В состав его капсул входит главный компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота в количестве, удовлетворяющем суточную потребность кормящей матери. Применять витамины для мозга детей рекомендуется и после перевода крохи на обычные продукты.

От 1 года до 3 лет

К 1,5 годам малыш понемногу формирует представление о себе. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, понимает, что к нему обращаются по имени. Ребенок действует и чувствует открыто, но пока еще не отдает себе отчета в эмоциях.

Ближе к 2 годам кроха начинает отождествлять чувства с их вербальными обозначениями. Он узнает, что сосание под ложечкой — это страх, а желание укрыться от незнакомых людей — смущение.

На этом этапе родителям нужно помочь малышу изучить свою эмоциональность. Важно проговаривать вместе с ним, что он чувствует. Через советы и рассуждения можно научить ребенка справляться с негативными эмоциями и предложить ему видеть хорошее даже в плохом (например: «Из-за дождя мы не пойдем гулять, зато весь день сможем рисовать дома»).

В 3 года ребенок переходит от осознания своего «я» к восприятию социума. Он начинает понимать, что у других людей тоже есть желания, с которыми нужно считаться. И зачастую его это огорчает и выводит из себя.

Чтобы «кризис противоречия» прошел как можно мягче, следует помочь малышу наладить отношения с окружающими. В частности объяснить, что если он будет проявлять неуважение к другим людям, то они отплатят ему той же монетой. Такой подход даст ребенку хороший старт к самостоятельной жизни и избавит его от проблем с общением в будущем.