Коммуникативное развитие ребенка

В переводе с латыни коммуникация переводится как «общение». Во все времена умение общаться служило едва ли не главным залогом успешной жизни. Люди, которые умеют выстраивать отношения с окружающими, легче заводят друзей, быстрее взбираются по карьерной лестнице, да и вообще комфортнее чувствуют себя в обществе. С какого же возраста следует развивать коммуникативные способности у ребенка? Психологи отвечаю: с момента появления на свет.

Развитие до 1 года

Уже с первых дней жизни малыш начинает учиться общению. Пускай он еще не умеет говорить, зато может выражать свои эмоции криком и телодвижениями. В этот период для новорожденного очень важен телесный контакт с мамой, который дарит ему чувство защищенности и «нужности». Доказано, что дети, не получившие тактильные ощущения в раннем возрасте, в будущем более подвержены психологическим нарушениям, чем их «обласканные» сверстники.

Первый год жизни также является основным в развитии речевых навыков. Грудничок как губка впитывает в себя звуки, слова и создает пассивный речевой запас, который позднее начнет активно применять на практике. Вот почему на этом этапе важно разговаривать с ребенком, рассказывать ему об окружающих предметах и явлениях.

Особое внимание следует уделить питанию малыша. После рождения мозг крохи продолжает развиваться, и для нормальной работы ему требуется целый набор полезных элементов. Поэтому женщине необходимо откорректировать свой рацион так, чтобы в ее молоке содержались все нужные нутриенты в достаточных количествах.

К основным витаминам для развития мозга ребенка относятся:

  • йод,
  • омега-3 кислоты,
  • витамин А,
  • витамин Е.

В больших количествах ценные вещества содержатся в рыбе, говяжьей печени, орехах, красных овощах и фруктах. Однако не все эти продукты способны удовлетворить потребности кормящей матери. Так, например, для обеспечения организма необходимым количеством омега-3 ежедневно нужно съедать по 3-4 порции свежей или запеченной рыбы.

Альтернативой натуральному морепродукту служат аптечные препараты. В числе наиболее рекомендуемых специалисты называют АлвоГений. В его состав входит основной компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота (ДКГ), незаменимая для развития памяти и внимания малыша. В каждой капсуле препарата содержится по 200 мг ДКГ. Эта именно та норма, которую определил ВОЗ для ежедневного потребления кормящим женщинам.

От 1 до 3 лет

После года малыш учится произносить отдельные слова, а затем уже и целые предложения. Задача родителей на этом этапе — проконтролировать его речевое развитие.

В игровой форме можно обучать малыша новым словам. Показывая яркие карточки с изображениями животных или предметов, родители помогут ребенку расширить его познания окружающего мира.

С 1,5 лет нужно побуждать ребенка к самостоятельной речи, постоянно задавая ему вопросы. Например, подавая крохе чашку, можно спросить у него, какого она цвета. Постепенно односложные ответы будут обрастать эпитетами, глаголами, а со временем выльются в целые предложения.

2-2,5 года — та пора, когда ребенок начинает учиться общению со сверстниками. На детской площадке можно ненавязчиво поощрять чадо к игре с другими детьми. Знакомиться в этом возрасте малыши еще не умеют, поэтому родителям придется им немного помочь.

Если к 3 годам ребенок не разговаривает, необходимо посетить специалиста. Иногда причиной молчания являются нарушения развития плода в первом триместре беременности. В этом случае у малыша наблюдается общая задержка развития. С проблемой можно бороться, если активно заниматься с ребенком.

Нередко отсутствие речи бывает обусловлено психологической травмой. Спровоцировать ее могут тяжелое заболевание, разлука с одним из родителей, появление в семье незнакомого человека. В такой ситуации может понадобиться помощь психологов.

Дошкольный период

С 3 лет начинается самый важный этап в жизни ребенка, когда он учится знакомиться, дружить и проявлять внимание к другим людям. В этот период очень желательно записать малыша в детский сад. Доказано, что дети, перешедшие в школу из детского сада, легче выстраивают отношения со сверстниками. А те, что воспитывались дома, испытывают стресс от того, что не знают, как «влиться» в группу.

Одним из наиболее доступных методов развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте является игра. Само собой, игровые занятия организуются в детском саду. Однако постоянно заниматься с ребенком нужно и в семье.

Существует множество методик по формированию навыков общения у детей. Особенно хороши сюжетно-ролевые игры. Но и знакомые всем «салки» или «жмурки» тоже сгодятся на роль «воспитателей». Главное, говорят психологи, научить ребенка существовать в команде. Тогда в будущем у него точно не будет сложностей с социальной адаптацией.