Познавательное развитие детей

Стремление детей к получению знаний психологи называют познавательной активностью. Проявляться она начинает с момента рождения и достигает своего пика к 6-7 годам. Поддерживая любознательность малыша, родители вносят существенную лепту в общее развитие его способностей. Справиться с этой задачей по силам каждой семье. Нужно лишь вооружиться необходимыми знаниями и выкроить время для занятий с ребенком.

Этапы развития от 0 до 6 лет

Активный познавательный интерес пробуждается в детях к 2 месяцам. Младенец начинает целенаправленно тянуть руки к яркой игрушке или маминому носу, пытаясь ухватить их и исследовать на ощупь.

Зрение на первых порах у малышей развито недостаточно — долгое время они видят лишь расплывчатые очертания. Первые четкие кадры появляются к 2,5 месяцам. Но фокусировать взгляд ребенок может пока только на крупных или очень красочных предметах. Отсутствие зрительной активности в этом возрасте может быть обусловлено патологиями развития плода.

К 6 месяцам картина меняется. Малыш уже хорошо различает не только цвета, но и формы. Он может неотрывно следить взглядом за движущимися объектами, пытается взять в руку все, что видит. У грудничка формируется связь между зрением и осязанием.

Еще через месяц кроха делает важное открытие — он может не только брать, но и бросать предметы. Объектами его экспериментов становятся погремушки, мячи и бутылочки.

В 9 месяцев все, что попадает в руки ребенка обязательно пробуется на вкус. Из игрушек он уже выбирает те, которые кажутся ему менее знакомыми. Начинает проявляться первый интерес к сверстникам.

В 2 года механизм познания носит подражательный характер. Ребенок пристально следит за взрослыми, пытаясь повторять их действия. Например, дома он может пытаться приобщиться к процессу уборки, на улице — пробует катать свою прогулочную коляску. К этому времени малыш уже:

  • ориентируется в понятиях «больше-меньше»,
  • знает 3-4 основных цвета,
  • распознает вес (тяжело/легко) и температуру (горячо/холодно).

В следующие 2 года в познавательном развитии ребенка происходит огромный скачок, связанный с освоением речи. Пытливость мысли 4-летнего малыша проявляется в его вопросах. Ему интересны причины явлений, связи и отношения между ними. Поддержание детской любознательности в этот период во многом зависит от того, насколько увлекательно и интересно удастся взрослому преподнести информацию.

К 7 годам у ребенка проявляются признаки самостоятельной интеллектуальной активности. Он ставит перед собой цели (например, собрать из конструктора кран, который видел на улице) и ищет способы их реалистичного выполнения (мастерит крюк из проволоки, использует нитки для подвешивания крюка). Малыш сам контролирует процесс и оценивает результаты своего творчества.

Как помочь ребенку познать мир?

Психическая и умственная деятельность тесно связаны с образом жизни. Поэтому для начала родителям нужно организовать своему малышу правильный режим дня и грамотное питание. В детском рационе должны присутствовать все нутриенты, необходимые для развития головного мозга. В первую очередь это касается жирных кислот омега-3. Зачастую именно этих веществ, незаменимых для «созревания» нервных тканей, не хватает в организме современных детей.

До тех пор пока малыш находится на грудном вскармливании, позаботиться об употреблении жирных кислот следует его матери. Чтобы обеспечить и себя и ребенка достаточными запасами витамина, женщине рекомендуется принимать специальные пищевые добавки. Одной из них является АлвоГений. В состав этого препарата входит главный компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота (DHA), которая незаменима для поддержания памяти и внимания малыша. В каждой капсуле АлвоГения содержится 200 мг DHA, что соответствует суточной потребности кормящей матери.

Не лишним будет прием омега-3-кислот и во время беременности. Во все периоды внутриутробного развития плода они поддерживают формирование его нервных тканей, участвуют в образовании органов зрения и сердечно-сосудистой системы.

Выстроив подходящий образ жизни ребенка, можно приступать к развитию его познавательных способностей. До 3 лет рекомендуются различные игры и забавы:

  • пальчиковые игры,
  • пирамидки,
  • рассматривание и чтение книжек,
  • рисование,
  • игры на наблюдение.

Для развития внимания следует направлять малыша — показывать ему на предметы, подстегивать его к их изучению.

Для детей 3-6 лет очень важны те знания, которые они получают от взрослых. Нужно стремиться к тому, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире максимально просто и интересно. Не следует пытаться вложить в голову малыша как можно больше информации, иначе процесс познания станет для него скучным и утомительным.