Сенсорное развитие детей

Дети появляются на свет с готовыми к работе органами чувств. Но это лишь предпосылки для познания окружающего мира. Чтобы развитие малыша происходило полноценно, его сенсорные системы нужно тренировать с самого рождения.

Как формируются органы чувств у ребенка?

Закладка сенсорных анализаторов происходит у плода в первом триместре беременности. А тонко реагировать на различные раздражители малыш начинает к 5-6 месяцам. У него появляется способность слышать звуки, ощущать прикосновения к животу и воспринимать мамины движения. Непосредственно перед рождением активируется работа органов зрения — дети начинают различать свет и темноту.

Большое влияние на формирование у малыша процессов восприятия оказывает образ жизни матери. Так, например, установлено, что достаточно высокая физическая активность женщины (занятия гимнастикой, длительные пешие прогулки) стимулирует раннее развитие плода, а гиподинамия приводит к более позднему созреванию сенсорных систем.

Для чего нужно сенсорное развитие?

Специалисты отмечают, что от того, насколько хорошо развиты у малыша базовые чувства, во многом зависит его способность к обучению в будущем. Необходимость воспринимать и анализировать информацию заставляет интенсивно работать «серые клеточки» мозга. В итоге, чем больше впечатлений получает ребенок, тем активнее развивается его интеллект.

Задача по сенсорному воспитанию малыша целиком ложится на плечи родителей. До года ребенок самостоятельно накапливает свой первый чувственный опыт — учится воспринимать цвета, запахи, тактильные ощущения. Однако для познания всего многообразия окружающего мира этого недостаточно. Именно взрослые должны научить кроху исследовать предметы, находить связи между их свойствами и использовать полученные знания на практике.

Как «воспитать» чувства малыша?

Начинать занятия по развитию сенсорных реакций нужно с момента появления малыша на свет. В первые недели жизни у детей еще недостаточно развиты органы зрения и слуха, поэтому первостепенное значение для них имеют тактильные и мышечно-двигательные ощущения. Чтобы стимулировать осязание и мышечно-суставной аппарат, рекомендуется почаще брать младенца на руки, делать ему массаж и играть в простейшие тактильные игры (например, в «Козу рогатую»).

В течение первого года у детей происходит физическое дозревание органов чувств и коры головного мозга. Поэтому в этот период важно обеспечить организм грудничка необходимыми витаминами и минералами, принимающими участие в формировании нервных клеток.

Особое внимание врачи советуют обратить кормящим матерям на присутствие в их рационе омега-3 жирных кислот. Главный их компонент — докозагексаеновая кислота (DHA) — играет важную роль в развитии зрения ребенка и в поддержании работы центральной нервной системы. Ежедневно женщине необходимо потреблять не менее 200 мг DHA. Примерно такое ее количество содержится в 3 порциях свежей или запеченной рыбы.

Альтернативой «натурпродукту» могут стать пищевые добавки на основе омега-3, например, препарат АлвоГений. В его состав входит DHAв количестве, удовлетворяющим суточную потребность кормящей женщины. Прием средства поможет сохранить разнообразие рациона и позаботиться о здоровье малыша.

Постепенно к воспитанию крохи можно подключать различные сенсорные игрушки:

  • погремушки,
  • колокольчики,
  • мобили,
  • развивающие коврики,
  • кубики,
  • рамки-вкладыши,
  • игры-шнуровки,
  • пирамидки.

Конечно, подбирать «помощников» нужно с учетом возраста ребенка.

Очень важно все время обращать внимание крохи на окружающие его предметы и явления, побуждать его к самостоятельным исследованиям.

С 4-5 лет можно развивать смекалку малыша, предлагая ему самостоятельно решать простейшие головоломки. В этот период пригодятся счетные палочки, наборы геометрических фигур, различные логико-математические игры. Не следует забывать и о питании ребенка. Поддержать активную работу головного мозга ему помогут витамины с детскими омега-3 кислотами.

Для гармоничного развития необходимо стимулировать сразу все органы чувств, не заостряя внимание на каком-то одном. Важно, чтобы к школьному возрасту у малыша сложились разнообразные познания об окружающем мире. В этом случае дальнейший процесс усвоения знаний будет протекать для него легко и естественно.