Социальное развитие ребенка

Современными словарями слово «социализация» толкуется как «вхождение в культуру и общество». Наиболее активно процесс адаптации происходит в первые шесть лет жизни. В этот период ребенок знакомится с окружающим миром и учится жить по его правилам. Какие факторы могут повлиять на качество социального развития малыша?

Семья

Основной сферой социализации является семья. От своих родных ребенок получает первые представления об обществе, правилах поведения и ценностях жизни.

Самый первый контакт налаживается с матерью. Именно от ее действий зависит, сформируется ли у младенца доверие к новой среде или нет. Понять, что мир хорош и полон удовольствий, детям помогают тактильные ощущения. Чем чаще грудничка берут на руки, поглаживают, тем более защищенным и уравновешенным он себя чувствует.

На этом этапе очень важно обеспечить правильное развитие нервной системы малыша. От того, как функционируют его мозговые клеточки, во многом зависит восприятие окружающей действительности. С момента рождения ребенок должен получать все вещества, необходимые для нормальной работы головного мозга. В числе основных — жирные кислоты омега-3.

Эти элементы не синтезируются в организме, поэтому обязательно должны поступать в него вместе с пищей. Чтобы обеспечить малыша достаточными их количествами, кормящей матери рекомендуется принимать специальные пищевые добавки, например, АлвоГений. В состав этого препарата входит основной компонент омега-3 — докозагексаеновая кислота (ДКА), которая рекомендована к употреблению Всемирной организацией здравоохранения. Содержание ДКА в одной капсуле АлвоГения соответствует суточной потребности кормящей женщины.

В идеале начинать прием омега-3 необходимо еще в период беременности. Доказано, что жирные кислоты активно участвуют в созревании нервных тканей, способствуя нормальному развитию плода.

По мере взросления, малыш обучается эмоциям, которые становятся для него основным инструментом общения с миром. От близких ребенок перенимает:

  • улыбку,
  • смех,
  • умение радоваться или огорчаться.

Подражая действиям взрослых, он учится правильно реагировать на чужие поступки.

В этот период важно привить ребенку принятые в обществе нормы поведения. Как нельзя лучше для этого подходят сюжетно-ролевые игры (в «школу», «магазин», «автомастерскую» и т. д.). Проигрывая выбранный сюжет, малыш усваивает социальные нормы и узнает, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Не стоит также забывать, что культуру общения ребенок приобретает, наблюдая за поведением близких. Если в семье часты скандалы и конфликты, то не стоит ожидать, что малыш вырастет спокойным и уравновешенным. Перейдя во взрослый мир, он вряд ли станет душой компании. И наоборот, чем комфортнее обстановка в доме, тем более благожелательно и открыто будет настроен ребенок по отношению к другим людям.

Окружение

К окружению можно отнести все, с чем приходится взаимодействовать малышу вне дома: улицу, детский сад, школу. Превалирующее значение имеют детские учреждения. В них ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, примеряет на себя новые роли и обязанности.

Воспитатели и педагоги помогают детям освоить основные социальные навыки — умение договариваться, соблюдать очередность, нести ответственность за общее дело, налаживать новые знакомства. С этими целями активно применяются следующие виды деятельности

  • игровая,
  • исследовательская,
  • коммуникативная,
  • творческая.

Через общение с другими ребенок приобретает необходимый социальный опыт и учится воспринимать себя не только как самостоятельную единицу, но и как часть общества.