Психическое/умственное развитие ребенка

Одни авторы понимают интеллект как набор знаний и умений. Другие считают, что это просто способность усваивать информацию. Как же определить, не отстает ли ребенок в умственном развитии? И как могут повлиять на его способности сами родители?

Развитие до года

В раннем возрасте умственное развитие ребенка оценивается по его речевым навыкам, умению выполнять определенные движения и проявлять эмоции.

  • Сразу после рождения.

Хорошо проявляются 3 рефлекса: сосательный (ребенок ищет грудь мамы и берет ее), ориентировочный (глаза движутся к источнику света), хватательный (если прикоснуться к ладошке младенца, она сожмется). Отсутствие какой-либо из этих реакций может быть связано с нарушениями внутриутробного развития плода.

  • 1 месяц.

Появляется первое подобие речи — гуление. Малыш может ненадолго подымать голову, улыбаться. Заслышав громкие звуки, он вздрагивает или моргает.

  • 2 месяца.

Начинает угасать хватательный рефлекс. Ребенок реагирует на голос, следит глазами за движущимися предметами, поднимает и удерживает голову в течение 1,5 минут. Улыбается в ответ на улыбку взрослых.

  • 3 месяца.

Младенец хватается за предметы, активно гулит, смеется, узнает родные голоса. Лежа на животе, он уже может опираться на локти. Присаживается, если его поддерживают.

  • 4 месяца.

В гулении появляются певучие звуки. Малыш берет предметы обеими руками, исследует их. Лежа на животе, приподнимается и встает на ладони. Различает посторонних людей, реагирует на них плачем или проявляет активный интерес.

  • 5 месяцев.

Грудничок агукает. Сидит, удерживаясь за что-нибудь руками. Тянет в рот предметы и пальцы ног.

  • 6 месяцев.

Младенец самостоятельно переворачивается на живот, сидит без поддержки. Начинает произносить отдельные слоги. Если взять его под мышки, он будет пытаться перебирать ногами.

  • 7 месяцев.

Малыш ползает, самостоятельно садиться, может вставать на колени, держать в руках бутылочку. Тянется к отражению в зеркале.

  • 8 месяцев.

Ребенок встает на ноги, если его придерживают за ручки. Понимает смысл отдельных слов (купаться, гулять, спать).

  • 9 месяцев.

Кроха начинает изъясняться жестами (мотает головой, показывает рукой на предметы). Делает первые попытки стоять самостоятельно.

  • 10 месяцев.

Грудничок берет предметы большим и указательным пальцами («пинцетный» захват). Выполняет простые требования, понимает, что такое «нельзя». Называет предметы неполными словами.

  • 11-12 месяцев.

Ребенок начинает ходить. В процессе игры может собрать предметы с пола. Помнит, где оставил игрушку. Понимает названия частей тела и многих предметов.

Небольшое несоответствие нормам не должно тревожить родителей — ребенок может просто лениться или развиваться в своем индивидуальном темпе. Обратиться к неврологу стоит только в том случае, если отставание от указанного графика превышает 2-3 месяца.

Очень многое в развитии грудничка зависит от мамы и папы. В раннем возрасте малышу важен тактильный контакт, общение и внимание близких. Все это стимулирует работу его мозговых клеточек.

Не последнюю роль в развитии играет питание. В рационе ребенка должна присутствовать докозагексаеновая кислота (DHA) основной компонент омега-3 кислот, участвующий в формировании нервных тканей и стимулирующий работу головного мозга. Чтобы обеспечить грудничка достаточным количеством DHA, женщине рекомендуется принимать биологически-активные добавки на ее основе, например, АлвоГений.

От 1 до 3 лет

После года малыш начинает проявлять первые признаки изобретательности. Он понимает, что каждое его действие приносит какой-то результат, поэтому многое пытается делать без подсказок со стороны близких.

К двум годам у него развивается образное мышление, он начинает рисовать и вовлекаться в игры. К трем — просматривает книжки, задает вопросы, запоминает четверостишия.

Тревожиться родителям стоит, если к концу «трехлетки» малыш:

  • продолжает изъясняться отдельными словами, а не фразами,
  • не проявляет интереса к сверстникам,
  • плохо играет в простейшие игры (например, ладушки).

Для того, чтобы повысить работоспособность мозга ребенка в это время, важно побольше внимания уделять развитию его мелкой моторики и памяти. Можно собирать с малышом кубики, рисовать мелками, разучивать стишки и песенки.

После 3

К 4 годам ребенок изъясняется сложными предложениями, самостоятельно одевается, ищет активного общения со сверстниками. А к школьному возрасту он практически полностью осознает свою индивидуальность и пытается проявлять независимость от взрослых.

В этот период крайне важно больше разговаривать с чадом, расширять его словарный запас и круг познаний. Доказано, что до 6 лет человек усваивает примерно столько же информации, сколько потом за всю оставшуюся жизнь.